Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 11 человек

Советы педагога-психолога

Дата: 12 марта 2019 в 12:28, Обновлено 3 мая в 11:17
Автор: Чичёва Т. В.

Коррекционно-развивающее занятие 

с детьми саршего дошкольного возраста

"Волшебные цветы"
Цель: Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива, самопознание.
Цветочное волшебство!
Волшебная пчёлка прилетела к нам!
МЫ !
ДРУЖНЫЕ ЦВЕТЫ !
и....
немножко отдохнём
Всем спасибо !!!
О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ

 В первую очередь давайте определимся, как же устроен родительский авторитет. Если он крепок, тогда родители занимают ведущую роль в отношениях с детьми, они задают общую атмосферу, решают, какие рамки и правила поведения есть у них дома – в общем, родители являются капитанами корабля. Дети в такой семье хорошо понимают (потому что им объяснили), что можно, чего нельзя и каких конкретно действий от них ожидают. То есть дети являются командой корабля, а управляют этой командой родители. При этом понимание и согласие между капитанами (родителями) и командой (детьми) достигаются с помощью личного примера капитанов, четких договоренностей, распределения обязанностей и мотивирования команды на плодотворное сотрудничество. И все это вместо шантажа, угроз, подкупов и наказаний, которые, как мы знаем, приводят не к сотрудничеству, а к вражде между капитанами и командой. 

  Почему я привела в пример все эти ужасные вещи: подкуп, шантаж и прочее? Да потому что мы с вами, дорогие родители, используем все эти техники каждый день и не по одному разу (это не критика, это факт). "Если ты сейчас пойдешь со мной, я куплю тебе конфету", "Если вы будете продолжать ТАК себя вести – неделю без планшета", "Что ты натворил! Иди сейчас же в свою комнату и подумай о своем поведении!" Узнаете? Ну что же, нас можно понять. Мы хотим, чтобы все было хорошо, чтобы они слушались, чтобы было тихо (хоть иногда). Но мы не всегда знаем, как этого добиться. И потому часто автоматически используем тот арсенал, который получили от своих взрослых – родителей, дедушек-бабушек, учителей в школе, тренеров и прочих. Но все эти приемы уже не работают, жизнь не стоит на месте – нам нужны новые воспитательные модели. Так вот, гибкий родительский авторитет – это и есть новая модель. Она непроста в использовании, требует много внимания, сосредоточенности и последовательности, но результат гарантирован. 
ТРИ КИТА, НА КОТОРЫХ ДЕРЖИТСЯ КОРАБЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА: 
1. Родители понимают, что ответственные взрослые – это они. 
Это значит, что взрослые с детьми не спорят (спор может быть между капитанами или между членами команды, но не между капитаном и кем-то из команды). Безусловно, это не означает, что между детьми и родителями не может быть диалога, наоборот, он обязателен – но диалог это не спор. 
Также мы на них не обижаемся. Когда взрослый обижается на ребенка, он становится не капитаном, а обиженным юнгой, которого заставили дежурить в неурочное время. Диалог в таком состоянии невозможен. Если мы обижены, то мы захотим ответить обидчику, отомстить ему или просто надуться и пойти поплакать, даже если это наш собственный ребенок (да, когда мы обижаемся, мы эмоционально возвращаемся в свое детское состояние и не можем реагировать соответственно своему нынешнему возрасту, статусу и опыту). 
2. Родители понимают и учитывают потребности ребенка. 
Потребности – это не "я хочу / не хочу", а то, что ребенку необходимо. Мы довольно неплохо знаем, что им нужно есть, когда спать, что надеть. При этом в их эмоциональных потребностях мы разбираемся не очень-то (и понятно, почему - в детстве нас самих не научили разговаривать о чувствах). Для того чтобы их понимать, есть две возможные стратегии: или вспомнить себя ребенком и попытаться влезть в их шкуру в конкретной ситуации, или представить себе себя в аналогичной, но уже взрослой ситуации. 
  Вариант один: вспомнить себя в детстве. Вот приходит к ребенку в гости друг и хочет играть во все его игрушки. А ваш (жадина) делиться не желает. Он не знает, чего ожидать от гостя – тот ведь может забрать любимую игрушку домой или, чего доброго, сломать! И вообще, чего он здесь все трогает – это же моя территория. Кстати, это очень важно для ребенка – уметь отстаивать свои личные границы. Так что мы ему спокойно говорим: "Солнышко, я понимаю, что тебе трудно делиться своими игрушками и ты боишься. Во-первых, друг обязательно вернет тебе твою машинку после того, как поиграет с ней немного. И давай попросим его быть с ней аккуратным и не бросать на пол. И знаешь, когда приходят гости, мы же их угощаем чаем? Так вот, ты как будто немного угощаешь гостя твоими игрушками". Чувствуете разницу? 
  Вариант два: Перед тем, как сказать ему "отдай игрушку, надо делиться", вы пытаетесь представить себе своего приятеля, который пришел в гости и просит покататься на вашей новой машине несколько дней. Представили свою реакцию? Захотите, чтобы вам кто-то сказал "ну чего ты жадничаешь, надо же делиться"? 
3. Родители принимают ( стараются принять) своего ребенка таким, как он есть. 
Мы не можем никого изменить, но мы можем изменить свою реакцию. Когда мы думаем о плохом поведении нашего ребенка, мы тут же решаем, что мы – плохие родители. То есть, когда ребенок ведет себя как-то не так, мы сразу чувствуем, что и мы какие-то не такие. Это время от времени чувствует буквально каждый родитель, и это нормально. Мы не можем избавиться от этих чувств, но мы можем обратить на них внимание, признать факт их существования и постараться не позволять им управлять своими отношениями с ребенком. 
  Ребенок приходит к нам с врожденными качествами, темпераментом, проблемами. Потом еще набирается всякого от нас. И не все это нам нравится. Но наша любовь к ребенку не должна зависеть от его качеств – ему нужно, чтобы мы любили его таким, какой он есть, только потому, что он существует. Дети, кстати, именно так нас и любят – совершенно бескорыстно, просто потому, что мы есть. Поэтому мы можем сказать ребенку, что нас не устраивает его поведение. Более того, мы даже можем запретить ему вести себя определенным образом. Но мы должны стараться никогда не разочаровываться в ребенке, не думать, что он "какой-то не такой". Вы ведь не готовы его променять ни на какого другого ребенка, правда? Поэтому, никогда не стоит говорить: "вот посмотри, как Машенька хорошо себя ведет, почему же ты так не можешь?". 
А ТЕПЕРЬ НЕМНОГО О ПРАВИЛАХ: 
Если мы хотим, чтобы ребенок действовал по общим домашним правилам, то эти правила должны быть ему известны заранее. Например, распорядок дня должен быть изображен в картинках и повешен на видном месте. Поведение также должно быть регламентировано. Например: "У нас дома все разговаривают друг с другом тихо и вежливо. Тот, кто нарушает это правило, кричит и сердится, должен прервать все занятия и идти успокаиваться в специально выделенное для этого место". 
Таких правил должно быть несколько (4-5), вместе с распорядком дня они помогают ребенку обозначить важные для него границы поведения. Каждое правило должно включать в себя логичное и выгодное для ребенка последствие его выполнения. Например: "Утром мы собираемся быстро. И, если успеваем сделать все необходимое, у нас остается время почитать книжку / посмотреть мультик перед выходом из дома". 
  Желательно, чтобы правила были сформулированы в позитивном тоне, вместо слов НЕТ, НЕЛЬЗЯ, которые всегда вызывают сопротивление, используем ДА, НУЖНО, СТОИТ. То есть у ребенка всегда должна быть выгодная альтернатива нежелательному для нас поведению. Тогда получается, что мы всегда предоставляем ему выбрать сценарий – вести себя в соответствии с ожиданиями родителей (и за этим последует выгодный для ребенка результат) или сопротивляться (и тогда результат будет невыгодным для него). 
  Важно, чтобы ребенок понимал, что эти правила созданы для того, чтобы всем дома (и ему в том числе) было лучше, спокойнее и приятней, а не воспринимал их как что-то, что придумали родители, чтобы им командовать. 
  Подумайте о том, какие правила поведения вы бы хотели завести у себя дома, организуйте распорядок дня, и вы увидите насколько удобнее станет договариваться с ребенком.

Семь Я: преимущества воспитания в многодетной семье 

Многие мечтают о большой семье, и у многодетных родителей получается воплотить эту мечту в реальность. Наличие в семействе троих и более детей имеет как плюсы, так и минусы. Детки обычно вырастают дружными, заботливыми, ответственными. Однако возможны проблемы в воспитании, которые родителям лучше учесть заранее. Как воспитывать детей в многодетной семье и не допустить ошибок в воспитании? Обсудим далее.

Возможные проблемы.

Жизнь в многодетной семье полна преимуществ, однако существует и ряд проблем, которые нужно учесть:

1. Финансовые сложности. Хотя государство устанавливает для многодетных семей много льгот, расходов в них достаточно много, и родителям приходится сложно, чтобы обеспечить всем необходимым каждого из малышей. Это накладывает определенные ограничения, из-за чего ребята могут чувствовать себя в социуме некомфортно.

2. Недостаток внимания. Каждому из детей периодически хочется побыть с мамой или отцом наедине, поговорить, поделиться чем-то важным. Когда их много, это достаточно тяжело, поэтому дети могут страдать от дефицита внимания. Повышенная психологическая нагрузка. Отпрыски в многодетных семействах рано переходят на следующие возрастные этапы. Несоответствие социального развития реальному возрасту возлагает большую нагрузку на психику. У детей могут неправильно расставляться приоритеты: забота о младших может быть важнее учебы. С одной стороны, это хорошо, поскольку способствует формированию правильных черт характера, с другой же — детство может теряться, и важно, чтобы дети оставались детьми. 3.Отсутствие личного пространства. Часто в больших семьях каждый из детей не имеет личной комнаты, и нехватка пространства может причинять психологический дискомфорт.

Хотя семья, в которой растет три и более малыша, может столкнуться с рядом трудностей, у нее есть ряд преимуществ:

1.Ребята из таких семей обычно очень дружные. Они с ранних лет привыкают заботиться друг о друге, дарить любовь, ласку, учитывать мнение окружающих. Вероятность того, что кто-то из них вырастет эгоистом, очень мала.

2.У родителей в таких семьях более крепкие отношения. По статистике, вероятность развода существенно ниже. Дети имеют хорошо развитую коммуникабельность, поскольку с малых лет они включены в большой поток общения. Этот навык будет очень полезен во взрослой жизни, карьере, построении личных отношений.

3.Ребята, выросшие в многодетных семействах, знают цену деньгам, знают, как с ними обращаться. Нередко они вырастают хорошими бизнесменами, удачливыми предпринимателями. Отмечается, что дети из многодетных семейств лучше адаптируются в коллективе, лояльнее относятся к людям любой категории, поскольку с детства они приучены учитывать интересы, желания окружающих. Они могут воспринимать других людей такими, как они есть, без постоянного желания их переделать. Часто они более целеустремленные, менее ранимые, привыкли достигать своих целей.

Универсального рецепта воспитания в многодетных семьях нет, поскольку каждая из них индивидуальна. Многое зависит от конкретного количества детей, материального положения семьи, разницы в возрасте.

Рекомендации, которые помогут существенно упростить жизнь:

1.Родители должны помнить не только о потомстве, но и об отношениях друг с другом. Это важно, поскольку именно глядя на них, отпрыски формируют свои представления, которые могут оказать на них значительное влияние в будущем.

2.Авторитет отца должен занимать ключевое место. Уделять внимание нужно каждому. Пусть немного, по-разному, но нужно стараться побыть с каждым из них каждый день.

3.Обязанности между членами семейства должны распределяться правильно. Детей нужно приучать к их обязанностям и помощи взрослым, но у них должно оставаться время на учебу и нормальное детство. Обозначьте время тишины, когда детки не будут трогать родителей, а будут заниматься своими делами. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребят между собой — это может сформировать у них серьезные комплексы в будущем — это касается сравнений как со своими, так с чужими детками. Кроме семейных дел, у ребят должны быть свои интересы, хобби, которые будут им нравиться. Старшие должны помогать младшим. Самым маленьким в любом случае достанется больше внимания, ведь они не могут позаботиться о себе сами. Требования родителей должны соответствовать силам и возрасту деток. При этом у мамы и отца они не должны противоречить. Старший отпрыск всегда получает больше ответственности, но он все же — не взрослый и иногда хочет побыть маленьким и в полной мере ощутить детство. Это совершенно нормально.

4.Если вы не справляетесь, не бойтесь попросить помощи, например, у бабушек, дедушек, других родственников. Даже самая минимальная помощь способна значительно упростить ежедневный труд.

5.В семействе не должно быть любимчиков. Конечно, кто-то больше привязан к матери, а кто-то — к отцу, но отношение к каждому из ребят должно быть одинаковым. Позиция, в которой кто-то лучше, а кто-то хуже в многодетном семействе категорически неприемлема. Многодетная семья — своеобразное мини-государство, где каждый ее член имеет свои права и обязанности. Важно работать над тем, чтобы между всеми членами большой семьи были теплые, добрые отношения, своевременно погашать конфликты, учиться взаимопониманию.

Нередко родители допускают ошибку, когда решают не вмешиваться в конфликты между детками, считая, что они сами разберутся, или одинаково наказывают всех, не выясняя, кто прав, а кто виноват. Это неверно, поскольку вызовет у деток негативное отношение ко многим вещам, вызвать проблемы во взаимоотношениях с окружающими.

Другая популярная ошибка — неодинаковое внимание детям. Нельзя выделять любимчиков или определять, кто «хороший» или «плохой». В каждом из малышей нужно отмечать, за что его можно похвалить, как и некоторые промахи, за которые стоит поругать. Часто мамы в таких семьях, даже если они не работают, слишком заняты. А ребята предоставлены сами себе. Это может повлиять на них в дальнейшем, поэтому при любой занятости важно уделять отпрыскам достаточно внимания, причем проводить время как с ними всеми вместе, так и с каждым в отдельности.

 О финансах. Если в семействе нет достаточного количества денег, и родителям сложно обеспечить потомству все, что нужно, вопросы денег, достатка становятся больной темой. Нередко младшие дети донашивают одежду за старшими, используют потрепанные игрушки и книги. Это может стать причиной серьезных переживаний и комплексов в будущем. Важно стараться обеспечить отпрысков всем необходимым или хотя бы и соблюдать все их потребности.

Любые потенциальные проблемы возможно решить, если правильно подойти к воспитанию и выстраиванию отношений. Если все условия правильного воспитания будут соблюдаться, и мать с отцом будут отдавать детям максимум любви и тепла, формируя между ними правильные отношения, они могут быть очень счастливыми.

Семья и семейные ценности

Что такое семья?

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом, семейные ценности. То есть семейные ценности — это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству или украсть. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

О семейных традициях

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.

То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

Семейные традиции и ритуалы:

  • позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";
  • в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
  • настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник";
  • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
  • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

  1. повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;
  2. традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
  3. можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы? Вместо привычных "привет-пока" дружная семейка может договориться приветствовать друг друга особым "кодовым" словом, понятным только "своим"! Например: «Здорово, богатырь!» или «Привет, принцесса!» Забавно, если, здороваясь, кто-то произносит первую половину слова, а его собеседник – вторую. Можно придумать и специальные формы прощания – вроде забавных пожеланий или советов друг другу на весь день. Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось звоном бокалов, аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев. Будет еще интереснее, если ты дашь малышу возможность освоить свое "коронное блюдо", которое и займет почетное место на столе. Или предложишь ему каждое воскресенье вместе учиться чему-нибудь новенькому. Кухонные эксперименты хороши для крохи тем, что результат всегда нагляден, ощутим, и... очень вкусно пахнет! Можете организовать и праздники "национальной" кухни – одной или самых разных! Так малыш сможет и узнать много нового об окружающем мире, и освоить экзотические премудрости поведения за столом, – например, как держать палочки или... пить из блюдца. Вот еще несколько идей для прочных кулинарных традиций: разнообразные заготовки "на зиму", уникальный способ приготовления чая или кофе или традиционный выезд на пикник впервые выходные лета. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему, потом вспомнить свое детство. Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно "ваше" и приносит радость всем членам семьи. Отличный вариант - ежегодная поездка всей семьей к морю или за город на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается, улаживая внутренние конфликты.

Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Да будет уютно и светло в Вашем доме!

Песочная терапия

Это одно из направлений арт-терапии или лечения при помощи искусства, творчества, в данном варианте – терапия с помощью песка.
Песочная терапия
Песок и его воздействие на ребенка
Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает. Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы. Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению. 
Как работает песочная терапия?
Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.
Песочная терапия в развитии детей
Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки: Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д. Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания. Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь.
В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка. 
Для малышей такая терапия – это занятный способ потрогать приятный на ощупь материал. Она помогает деткам развиваться умственно и физически, давая возможность подготовиться к школе.
Для малышей игры в песке помогает: выучить цифры и буквы; различать левую и правую сторону; правильно ориентироваться во временах года; тренировать память, зрение и слух; развивать фантазию.
Такую терапию лучше начинать с 3 лет, но можно и раньше, когда ребёнок перестанет тянуть все в рот. 
Коррекционно-развивающее занятие 
с воспитанниками старшей группы №5
"В мире эмоций"

Коррекционно-развивающее занятие на развитие внимания

с воспитанниками старшей группы №4

"Найди пару бабочке"

Коррекционно-развивающее занятие

с воспитанниками специальной группы ОНР №1

"Волшебные цветы"

Читать ребёнку…
Почему важно?
Воспитание ребенка начинается с первой потешки, стихотворения, сказки, которые он услышит, с первой картинки, которую он рассмотрит в книге. Для гармоничного развития ребенка раннего и дошкольного возраста очень важно совместное семейное чтение литературных произведений. Оно развивает речь, способствует особому душевному общению взрослого и малыша, развитию фантазии, образного мышления, формированию эстетического вкуса, тренирует способность воспринимать информацию на слух.
Зачем?
Во время чтения ощущение близости, защищенности, безопасности и комфорта будет создаваться, когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему).
Формирование у ребенка представлений о его значимости возможно, если родители читают то, что ему интересно и обсуждают с ним важные для него темы.
Понимание, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь происходит не только на примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, но и в видении отражения этих ценностей в жизни ребенка.
Восприятие того, как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты и пр. возможно, если чтение дополняется совместным обсуждением, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило, видении аналогии прочитанного с собственной жизнью малыша.
Разрядка переживаний, страхов ребенка, с которыми не всегда есть возможность справиться в привычной ситуации, происходит, если взрослые неоднократно по его просьбе перечитывают определенные сюжеты (или книги полностью).
Советы родителям гиперактивного ребёнка

1. Разработайте единую систему требований к ребенку, как в условиях семейного воспитания, так и в стенах дошкольного учреждения.
2. Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, – с другой.
3. Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя».
4. Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!». 5. Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания.
6. Избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
7. Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить. Задание должно иметь четкую и понятную инструкцию. При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и т.д.)
8. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
9. Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.
10.Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
11. Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах.
12. Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или иным образом поощрите.
13. Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм.
14. Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби. Однако перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий.


Что нельзя делать родителям.
1.Постоянно одергивать и ругать ребенка, особенно при посторонних людях.
2. Унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями.
3. Постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне.
4. Запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения.
5. Давать слишком сложные задания.
6. Требовать примерного поведения.
7. Провоцировать ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним ребенком, но не более того).
8.Выполнять домашние дела за ребенка, если он их не сделал.
9. Применять методы физического воздействия при непослушании.

Как преодолеть капризы, истерики

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

  3. Своеволием

  4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным. КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

  • в недовольстве, раздражительности, плаче.

  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

  3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.

  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

  8. Спокойный тон общения, без раздражительности.

  9. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами.

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.

  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.

  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

  7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. наказание не должно вредить здоровью.

  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

  3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

  5. надо наказывать и вскоре прощать.

  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

  7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

Информируем о том, что с 1 сентября 2019 года республиканский центр психологической помощи, созданный на базе Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (приказ Министра образования Республики Беларусь от 11.03.2019 № 155), обеспечит практическое оказание психологической помощи родителям (законным представителям) воспитанников и педагогическим работникам системы образования.

 «Как поддержать ребенка в период адаптации?»

  • Создайте спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье. Щадите его ослабленную нервную систему. Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему, - на время прекратите походы в цирк, театр, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
  • В этот сложный период эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Говорите малышу: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
  • Вне детского сада старайтесь посвящать все свое время малышу - гуляйте, играйте с ним, чтобы он не почувствовал, что его "бросили".
  • В первое время ни в коем случае не оставляйте ребенка в д/с на целый день, а в последующем также старайтесь не забирать его одним из последних.
  • Не наказывайте за капризы, не реагируйте грубо на изменения в его поведении.
  • Укрепляете иммунитет ребенка путем закаливания, оздоровления, приема витаминов.

Если ребенок не хочет идти в детский сад

  • Используйте приемы "заманихи": игрушка хочет в гости в детский сад: сапожки хотят погулять по дорожкам сада; нужно что-то отнести воспитателю и детям; вкусная котлетка ждет, когда малыш ее съест; подушечке грустно от того, что никто ее не обнимает.
  • Перед вечерним туалетом вместе готовьтесь к детскому саду: какую игрушку возьмете "в гости", что наденете (одежду повесить на стульчик), выполнено ли поручение воспитателя (подточить карандаши или подготовить набор цветной бумаги). Все сложите в пакет или в сумку (как в школе!).
  • Часто сони охотнее встают под звуки веселой музыки или услышав голоса героев любимого мультика. 
  • Если в семье есть человек, с которым малыш расстается очень плохо, то этому домочадцу лучше выйти из дома до того времени, как малыш проснется.
  • Если ребенок не хочет одеваться сам в детский сад, оденьте его без обид и грубости, приговаривая: "Какой ты у меня большой, а когда-то был совсем маленький. Скоро ты еще подрастешь и будешь одеваться сам, как папа (другое значимое лицо)".
  • Если ребенок боится входить в группу, где много детей, приходите пораньше, когда детей мало или вообще первыми. У воспитателя будет возможность пообщаться подольше лично только с вашим ребенком.
  • Поближе познакомьтесь с мамой, чей ребенок симпатичен вашему, гуляйте вместе, сходите в гости. У малыша появится желание увидеть друга в детском саду.

Практические рекомендации

  • Приучайте ребенка быть самостоятельным. В д/с ему понадобятся определенные навыки. Рекомендации о том, как научить и с чего начать, вы можете получить у вашего воспитателя. Хорошо, если малыш будет уметь самостоятельно кушать, хотя бы частично одеваться-раздеваться и, конечно, ходить на горшок.
  • Постепенно домашний режим подстраивайте под режим детского сада (даже в выходные дни). Вечерние часы не насыщайте шумными играми, длительным просмотром телепередач, чтением незаконченных сказок.
  • Не делайте больших перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
  • Одевайте ребенка в садик не по принципу "последних тенденций в моде", а удобства и комфорта. По опыту родителей, самой практичной одеждой являются колготы, легкие футболки или рубашки (в зависимости от сезона), сандалии на липучках. С собой обязательно нужно давать запасной комплект (лучше - несколько) одежды в случае "непредвиденных обстоятельств". Для тех детей, кто еще не слишком хорошо освоил горшок, необходимо оставлять памперсы (как правило, они используются во время прогулок и сна).

Во время процесса адаптации будьте внимательны и терпимы с малышом!

Коррекционно-развивающая работа 

       Цель  данного направления работы  – содействовать личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организации безопасной жизнедеятельности детей, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создавать условия для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.

        Приоритетным направлением коррекционно-развивающей деятельности  является  содействие личностному развитию, развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер ребенка, повышения возможностей в социализации.

        С детьми  в рамках данного направления педагог-психолог на основании данных психодиагностических исследований, собственных наблюдений, наблюдений педагогов и  родителей  выделяет   детей, нуждающихся в  коррекционно-развивающей работе.

        В рамках   адаптационных мероприятий в ясельной и других группах могут проводиться индивидуальные занятия с детьми,  у которых наблюдаются  симптомы трудной адаптации.

В средней группе организуется коррекционно-развивающая работа со  следующими группами детей: 1)  дети, имеющие трудности в личностной, эмоционально-волевой  и коммуникативных сферах; 2) дети, превышающие нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные дети). К детям по уровню развития, не соответствующим общепринятым нормам психического развития  осуществляется индивидуальный подход в выборе коррекционно-развивающей поддержки.

В старшей группе проводятся подгрупповые занятия со всеми воспитанниками по развитию эмоционально- волевой и коммуникативных сфер, а также   занятия  с группой детей, имеющих недостаточный уровень развития познавательных процессов и   группой детей, показатели развития которых выше нормативных.

            С детьми старшего дошкольного возраста, имеющими низкий уровень сформированности  познавательных процессов, педагог-психолог занятия проводит индивидуально.  

            В группах интегрированного обучения осуществляет  мероприятия по интеграции детей с особенностями психофизического развития в детский коллектив, коррекции и развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер, адаптации в социум.

Кроме того, педагог-психолог Михновец В.В. осуществляет  индивидуальную или групповую работу с детьми, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность и т.д.)

В ситуации, когда педагог-психолог в силу своей компетенции не располагает возможностями оказать коррекционную поддержку воспитаннику, он, располагая сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих  специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги, направляет детей (родителей) на  консультации к специалистам социально-педагогического центра, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др.

 Педагог-психолог по возможности собирает  информацию о результатах посещения специалистов, ведет учет, базу данных. На основании рекомендаций, полученных от специалистов центров или поликлиник, формулирует систему мер для воспитателей с целью поддержки результатов медицинской реабилитации или коррекционно-развивающей работы с ребенком.

По согласованию с администрацией дошкольного учреждения на основе запросов родителей психолог может оказывать дополнительные образовательные услуги детям, руководствуясь в своей деятельности методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь «Об организации дополнительных образовательных услуг в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования». Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится  только по  согласованию с родителями  или лицами  их замещающих.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

                                    Игровая терапия
                                         Арт-терапия
                                     Куклотерапия
                                          Песочная терапия
                                              Психогимнастика   
Релаксационные упражнения
Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
Упражнения для развития познавательных процессов
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.