Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 11 человек

Нормативно- правовая база

Дата: 18 декабря 2018 в 11:48, Обновлено 12 июня в 07:40

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны отдела по образованию, организаци здравоохранения, учреждения дошкольного образования, а также межведомственного взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (территориальными управлениями по чрезвычайным ситуациям), Министерства внутренних дел (Государственная автоинспекция) и др.

Медицинские работники организаций здравоохранения и педагогические работники учреждения дошкольного образования взаимодействуют по вопросам обеспечения летнего оздоровления воспитанников через организацию и контроль санитарно-эпидемиологического режима, распорядка дня, питания, санитарного состояния помещения и др.

С целью обеспечения безопасных условий пребывания воспитанников, а также создания адаптивной образовательной среды, содействующей их полноценному развитию, укреплению здоровья, отдел по образованию издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования.

Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:

наличие и исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;

наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;

функционирование поливочной системы;

обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);

засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в учреждениях дошкольного образования в летний период.

При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие.

Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.

Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:

включенность педагога в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);

интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 

организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Что нужно знать о лете или видео уроки по летней безопасности

 Безопасность детей летом. Меры предосторожности и правила безопасности в летний период: рекомендации для родителей. Летний оздоровительный период - ответственное время. Приглашаем всех к разговору о правилах безопасного поведения. Смотрите сами, вместе с детьми и пусть каждый ваш день и день вашего ребенка будет безопасным:

Онлайн-лекция "Безопасность детей летом" - https://www.youtube.com/watch?v=1LjO6NsctxE

Волшебная книга МЧС. Правила поведения на природе. Мультсериал от МЧС для малышей - https://www.youtube.com/watch?v=9355-gQAyKI

Безопасность детей в летний период - https://www.youtube.com/watch?v=dY6rISnpeeU

Правила поведения на улице во время жары - https://www.youtube.com/watch?v=rUDyQJhNJgA

Нормативное правовое обеспечение организации летней оздоровительной работы
в учреждениях дошкольного образования
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126-З).
2.      Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте».
3.      Указ Президента Республики Беларусь от 5 января 2012 г. № 10 «О совершенствовании порядка оказания медицинской помощи обучающимся».
4.      Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования»
(в ред. постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1114).
5.      Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2014 № 266).
6.      Разъяснения по применению постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307».
7.      Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.11.2014 № 1104).
8.      Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях. Руководство № 11-14-1-2000. Разработано Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Белорусским научно-исследовательским санитарно-гигиеническим институтом, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии, Министерством образования Республики Беларусь.
9.      Организация рационального питания детей в интернатных учреждениях. Руководство № 11-14-2-2002. Разработано Министерством здравоохранения Республики Беларусь, НИИ санитарии и гигиены, Республиканским центром гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Минским городским центром гигиены и эпидемиологии, Белорусским государственным медицинским университетом, Министерством образования Республики Беларусь.
10.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58 «Об утверждении Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками».
11.    Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27 января 2004 г. № 403 «Об изменениях и дополнениях к «Сборнику рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста» (2003 г.), которые выявлены как издержки при издании (опечатки).
12.    Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Организация рационального питания детей в дошкольных учреждениях». — Минск, 2006.
13.    Инструкция 2.3.1.10-15-26-2006 «Проведение и контроль С-витаминизации рационов питания», утвержденная постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 132.
14.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» (в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 04.11.2009 № 69).
15.    Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 135 «Об утверждении Инструкции об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.07.2011 № 71).
16.    Сборник нормативных документов «Гигиена детей и подростков», вып. 1 / сост. А. А. Малахова, Минск, 2009.
17.    Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 1 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении некоторых клинических протоколов»» (Приложение «Клинический протокол диагностики, лечения и медицинской реабилитации детского населения Республики Беларусь с избыточной массой тела и ожирением»).
18.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (в ред. постановления Минобразования от 20.08.2013 № 78).
19.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 154 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования».
20.    Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 10 мая 2012 № 10-17/П-18/3/10-27/16-643 «О разъяснении основных аспектов организации оказания медицинской помощи в учреждениях образования».
21.    Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 мая 2012 г. № 669 «О совершенствовании организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования» (вместе с Инструкцией об организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования).
22.    Приказ Министра здравоохранения Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 801 «О совершенствовании организации лечебного (диетического) питания детей с целиакией».
23.    Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2012 № 10-16/1250 «О распределении обязанностей лиц, ответственных за организацию безопасного питания в дошкольных учреждениях, при написании меню-требования».
24.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. № 133 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования».
25.    Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.11.2014 № 78).
26.    Саванович, И.  И. Лечебное питание при непереносимости глютена у детей / И.  И. Саванович. — Минск, 2013. — 24 с.
27.    Сборник рецептур блюд для детей раннего и дошкольного возраста / Т.  Д. Андрианова [и др.]. — Минск : Нац. ин-т образования, 2003. — 632 с.
28.    Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. № 3 «Об утверждении Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014».
29.    Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимым для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и массовых мероприятий».

30.    Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 6 октября 2014 г. № 61 «Об утверждении Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом

Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь
«Об организации летней оздоровительной работы
в учреждениях дошкольного образования»
Подготовка к летней оздоровительной работе
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.
Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны управлений (отделов) образования, спорта и туризма, организаций здравоохранения, учреждений дошкольного образования, а также межведомственного взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (территориальными управлениями по чрезвычайным ситуациям), Министерства внутренних дел (Государственная автоинспекция) и др.
Медицинские работники организаций здравоохранения и педагогические работники учреждений дошкольного образования взаимодействуют по вопросам обеспечения летнего оздоровления воспитанников через организацию и контроль санитарно-эпидемиологического режима, распорядка дня, питания, санитарного состояния помещения и др.
С целью обеспечения безопасных условий пребывания воспитанников, а также создания адаптивной образовательной среды, содействующей их полноценному развитию, укреплению здоровья, управление (отдел) образования, спорта и туризма издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования.
Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:
наличие и исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
функционирование поливочной системы;
обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);
засетченность окон в учреждении дошкольного образования.
С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в учреждениях дошкольного образования в летний период.
При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие; посещение учреждения дошкольного образования учащимися первых классов, размещенных на его базе.
Особенности организации образовательного процесса
в летний оздоровительный период
Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период включает оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. При этом необходимо учитывать, что в период летней оздоровительной кампании увеличивается время пребывания воспитанников на свежем воздухе, сокращается количество времени, отведенного на проведение специально организованной деятельности.
Содержание образования детей в летний период реализуется в партнерской деятельности взрослого с воспитанниками, которая предполагает:
включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
открытое временное завершение деятельности (каждый действует в своем темпе);
интеграцию художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной деятельности с другими видами детской деятельности (познавательной практической, общением, игровой, трудовой и др.).
В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:
самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 
организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
утреннюю гимнастику;
физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
самостоятельную двигательную деятельность;
закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
комплекс общеразвивающих упражнений;
обыгрывание сюжета;
3—4 подвижные игры;
физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
оздоровительный бег на участке;
элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
развитие координационных способностей;
развитие физических качеств;
совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
Игры с элементами спортивного ориентирования.
Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
многократное умывание в течение дня;
полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.
Художественно-эстетическая работа включает:
изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
музыкальную деятельность воспитанников;
ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
включение изобразительной деятельности в детские праздники;
проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
использование музыки в режимных моментах;
фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
сольное и коллективное музицирование;
самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки — хлопков, притопов, щелчков и т. п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.
Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:
Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.
Музыкальные игры с пением, хороводы.
Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на:
развитие восприятия средств музыкальной выразительности посредством культуры движения;
формирование основных двигательных умений и навыков, ориентировки в пространстве;
формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях;
развитие музыкально-творческих способностей.
Игры с музыкальными инструментами.
Музыкальные игры-релаксации.
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.
Особенности организации питания и питьевого режима
В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников в условиях функционирования различных форм организации дошкольного образования необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.
Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.
В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным Нормам питания.
С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 ° C — +15 ° C, перед раздачей пищи. При
С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.
Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:
обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;
максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);
использовать технологическую и кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;
учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).
В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.
Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

Организация оздоровительной работы

в  учреждении  дошкольного  образования в летний период.
Летнюю работу с детьми в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель: создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья воспитанников и закаливания детского организма.
 В ходе летнего оздоровления решаются следующие задачи:
 1. Обеспечение оптимальных условий для пребывания на свежем воздухе, активной двигательной деятельности детей.
2. Активизация работы по художественно-эстетическому воспитанию, развитию музыкальных способностей в процессе досуговой деятельности.
 3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков детей, воспитание этического отношения к природе, трудолюбия
 4. Формирование эмоционального восприятия детей через организацию экологического воспитания в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы
 5. Создание предметно-развивающей, оздоровительной среды в учреждении дошкольного учреждения, на участке и за его пределами, уделив особое внимание обеспечению безопасных условий пребывания детей.
 Коллективу учреждения дошкольного образования важно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиваться, чтобы каждый ребенок закалился.
        Летнее время является благоприятным периодом для укрепления здоровья детей.  Длительное пребывание на свежем воздухе, имеет укрепляющее и оздоравливающее значение. Благоприятны и условия питания (в меню включаются 
в большом количестве свежие овощи, фрукты); и условия систематического и разнообразного использования воды для закрепления навыков культуры гигиены; и проведения закаливающих процедур (воздушных, водных, солнечных). Следовательно, летнее время педагогическим и медицинским коллективам  максимально используется для укрепления здоровья и закаливания организма.  
Воспитание культурно - гигиенических навыков.
     Для успешного воспитания навыков культуры гигиены у детей (особенно в летнее время) педагогам и родителям необходимо напомнить эти правила и особенности их формирования в разных возрастных группах. Важно добиваться, чтобы выполнение правил личной гигиены было постоянным и естественным делом каждого ребенка.
     В младшем возрасте необходимо использовать дидактические игры, соответствующего содержания, песенки - потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки. Кроме этого необходимо иметь игровые гигиенические наборы (расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик и др.). В старшем возрасте необходимо давать разнообразную информацию о личной и общественной гигиене: Как надо беречь свое здоровье и тело летом? Как предупредить простуду? Как оказать помощь себе и другим детям (при ушибе, ссадине, укусе осы, пчелы)? Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физической культурой? Как надо себя вести у воды, в лесу? Педагогам рекомендуется использовать приемы, стимулирующие ребенка к действию: создавать проблемные ситуации, упражнять в выполнении разных практических действий, экспериментировать Однако надо помнить, что наиболее действенным средством воспитания культуры гигиены для детей дошкольного возраста является образец взрослого.
      Вся информация дается детям в повседневной жизни, а закрепляется на занятиях по физической культуре, ознакомлению с окружающим, экологическому образованию, трудовому воспитанию, игровой деятельности. В содержание целесообразно включать краткую беседу, обыгрывание ситуации, прослушивание и заучивание песен и сценок, отрабатывать технику выполнения движений и упражнений. Следует помнить, что успех дела будет зависеть не столько от специально организованных занятий (их количество минимальное) сколько от умело использованных возникающих педагогических ситуаций, в которых дети могут наблюдать, сравнивать, а самое важное действовать. Необходимо помнить - задача педагога не только дать детям знания, а главное воспитать у них желание и сформировать навык быть аккуратным и здоровым.
Закаливание
     С целью тренировки защитных сил организма и повышения его устойчивости к неблагоприятным природным условиям в летнее время следует уделить особое внимание организации и проведению закаливающих процедур. Лето – самое благоприятное время для проведения закаливания. В каждой возрастной группе следует разработать свою систему закаливания.
     Начинать проведение любой процедуры можно только со здоровыми детьми. Все рекомендации педагогам и родителям обязан дать медицинский персонал.
    Максимальное пребывание детей на свежем воздухе – это процедура укрепляет органы дыхания, усиливает кровообращение, повышает аппетит, положительно влияет на работоспособность детей. Одежда детей должна быть легкой, не стеснять их движения, одновременно защищать от ветра и солнечных лучей, на голове должна быть панама или легкая кепка.
      Во время прогулки в летнее время рекомендуется принимать воздушные ванны при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Продолжительность первых процедур не более 10-15 мину, постепенно она увеличивается до 30 минут. В безветренные дни некоторые дети (показатели определяет врач) старшего возраста могут весь день проводить на воздухе в трусах, одеваясь лишь при изменении погодных условий. Воздушные ванны рекомендуется проводить, сочетая с режимными моментами, которые проводятся в движении (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия и т. д.).
    Солнечные ванны действуют сильнее, чем воздушные, поэтому использовать их надо с большой осторожностью (после консультации с врачом). Продолжительность их должна быть различной в зависимости от возраста и особенностей здоровья ребенка. Принимать ванны нужно один раз в день, через 1 – 1, 5 часа после еды, лежа или в движении. Лучшим временем для приема солнечных ванн считается 11 – 11.30. часов. Солнечные ванны хорошо сочетать с воздушными.
     Босохождение является эффективным средством закаливания, а также средством формирования свода стопы. В летнее время ходьба босиком проводится по хорошо очищенному грунту, траве, гравию, песку. Эту процедуру нужно начинать проводить в жаркие дни. Первые процедуры 2-3 минуты, постепенно время увеличивается до 10-12минут. Для детей 5-7 лет хорошо проводить босиком утреннюю гимнастику.
Закаливание водой.
     Наибольший оздоровительный эффект создается при использовании водных процедур в повседневной жизни, при формировании навыков личной гигиены: умывание холодной водой после сна, мытье рук после туалета; 
 прогулки; перед едой; полоскание рта и горла после каждого приема пищи (кипяченой водой комнатной температуры). Специальные закаливающие процедуры водой назначаются для каждой группы медицинскими работниками. Это могут быть: местное влажное обтирание, обливание, хождение по влажной ткани, уложенной на массажный коврик, купание в летнем бассейне. Купание в открытых водоемах и обливание детей, как закаливающие процедуры следует рекомендовать проводить родителям. Методика проведения специальных водных процедур дается медицинскими работниками.
Двигательный режим.
    Летом условия особенно благоприятные для работы по развитию движений. Вопросы правильного руководства и выбор наиболее педагогически обоснованных форм - вот вопросы, которые должны занимать воспитателя и воспитателя по физической культуре. Основными средствами воспитания и развития движений у дошкольников летом должны стать: подвижная игра, игровые упражнения, игры - забавы, физкультурные упражнения, спортивные игры, «школа мяча», «школа скакалки», игры- эстафеты, спортивные развлечения, Педагогам следует отдать предпочтение тем играм, которые являются занимательными, способными своим содержанием увлечь ребенка, а не надуманными игровыми движениями. Один раз в неделю возможно проведение тематического развлечения, например, «День цветов», «Праздник мяча», «Праздник скакалки», «Встреча со сказкой», «День добрых дел» и др., Надо, чтобы ребенок, играя, совершал полезные для него разнообразные движения. При выборе игр, упражнений и других двигательных форм следует учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности, и физические силы отдельных детей, степень организованности и дисциплинированности группы, уровень двигательных умений. Детям легко возбудимым давать более спокойные игры, вялым наоборот. Во время двигательных действий следует следить, чтобы дети не доходили до чрезмерного возбуждения, легкая усталость в двигательных мероприятиях неизбежна.
    Гимнастическим упражнениям для отдельных групп мышц должно быть отведено скромное место. Они являются уместными в тех случаях, когда у ребенка нет автоматизированного навыка, наблюдается вялость отдельных мышечных групп. Проведение упражнений следует организовывать индивидуально или небольшими подгруппами, педагогам следует воздерживаться от частых замечаний детям.
Организация летних прогулок
Организация наблюдений за неживой природой.
      Наблюдения за изменениями погоды. Старшие дошкольники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный
» словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду, активнее используя в своей речи эпитеты, образные выражения.
      Летний словарь: жарко - жара - жарища - жаркий день - жарко печет солнце - жарко, как в печке.
    Летний дождик - чем он отличается от дождя весеннего, осеннего? Почему иногда летний дождик называется грибным?
    Летнее небо: какого оно цвета? Иногда оно ярко-голубое, а иногда эта голубизна кажется поблекшей, выцветшей. Отчего? Может, от яркого и жаркого летнего солнца выцвело небо, как выцветает ткань?
     Облака: детям всегда интересно пофантазировать о форме облаков, найти ей аналоги в мире животных или растений. Нужно поощрять интересные детские высказывания и образные выражения, которые они применяют в своей речи.
     И опять же логично задаться вопросом: а почему летом так жарко, а зимой наоборот холодно? Этот вопрос будет перекликаться с наблюдениями за продолжительностью дня летом.
Наблюдения за продолжительностью дня летом.
    А почему, в самом деле, летом так поздно темнеет. Мы уже ложимся  спать, а за окном не так уж и темно? А почему зимой, когда мы  еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Старшим дошкольникам уже вполне можно объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.
Наблюдения за дождем.
    Старшим дошкольникам уже можно объяснить: почему идет дождь? Как получаются тучи? А отчего гремит гром и сверкает молния? Отвечая на вопросы, можно ненавязчиво обучить детей правилам безопасного поведения во время грозы.
Наблюдения за землей, за почвой
    Почва растениям - деревьям, кустарникам, травам и цветам - необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу - влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаем ее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?
Организация наблюдений за живой природой
Наблюдения за растениями.
    Мы вспоминаем с ребятами, что огромное царство растений делится на три государства: государство деревьев, государство кустарников, государство трав и цветов. На участке или во время экскурсии в парк или лес можно прекрасно рассмотреть отличительные признаки представителей каждого государства, вспомнить названия некоторых растений.
     Дети узнают или повторяют, что условия, необходимые для роста растений - это солнечный свет, вода, тепло. Можно провести опыты, иллюстрирующие это положение.
     Весной дети имели возможность наблюдать за тем, как оживает и просыпается растение после зимнего сна, как распускаются почки, появляются первая трава и цветы. Теперь они видят, как цветут растения, и после цветения образуются их плоды и семена. Дети могут сами убедиться, насколько разнообразны семена у различных растений.
    Целесообразно поиграть с детьми в игру «Почему они так называются?». Это позволит им легче ориентироваться в мире растений, разовьет речь и обогатит ее образными выражениями.
Наблюдения за птицами.
     Наблюдения за повадками различных птиц даст многое пытливому уму ребенка.
    Есть такая примета: если ласточки летают низко - значит, быть дождю. А почему? Оказывается, есть простое объяснение. Перед дождем воздух насыщается влагой, становится тяжелым. Насекомые - основная пища ласточек – опускаются ниже, к земле. Вот и приходится ласточкам добывать себе пропитание, опускаясь к земле вместе с насекомыми.
    Интересно также посмотреть, как птицы выкармливают своих птенцов. Самих птенчиков дети, конечно, не увидят - ведь гнезда расположены достаточно высоко. Но зато они смогут понаблюдать за постоянно снующими около гнезда взрослыми птицами, которые приносят корм своим птенцам.
Наблюдения за насекомыми.
    Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим длинным хоботком, словно через соломинку. У бабочек очень красивый узор на крылышках - один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать.
     Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.
   Наблюдая за жуками, помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.
Организация летних опытов.
Опыты с водой.
     Интересны детям опыты с растворением красок в воде. Они видят, что чем больше краски добавляется в воду, тем интенсивнее становится ее цвет. А добавление к уже имеющемуся раствору краски другого цвета дает неожиданные оттенки, которым дети будут с удовольствием придумывать названия.
     Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.
     Старшие дошкольники могут экспериментировать с мерной чашечкой, сравнивая объем разных сосудов. Это станет для одних хорошим закреплением темы «Измерения с помощью условной мерки», а для других — пропедевтикой подобных измерений.
Опыты с песком.
    Одно из основных свойств сухого песка - сыпучесть. Он тоже не имеет своей собственной формы: форма изменяется с каждым новым сосудом, в который его помещают. А что будет, если песок намочить? Тогда он перестанет быть сыпучим. Из влажного песка можно лепить куличики, создавать разные фигурки с помощью песочных формочек.
Лето в народном календаре.
    Старшим дошкольникам будет очень полезно ознакомиться со старинными народными названиями летних месяцев, очень точными с точки зрения природных изменений.
     Например, июнь в народном календаре носит имя кресец. «Крес» означает небесный огонь, жаркое летнее солнце. За яркость и красоту цветения, царящую в природе, июнь называли еще и червень, то есть червленый, красный, красивый.
Июль за свою красоту, жару, благодатность получил в народе несколько названий сенозарник, жарпик, липец, отрадник, серпень.
    Август - по-русски зарев, зорничник. Такое название дано ему за яркие, но уже прохладные зори, блестящие от холодных рос.
Организация детского творчества
    В летний период воспитатели  дошкольного  образования  продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному моделированию, наборы чертежей с разными конструкторскими задачами и пр.). Удобнее организовывать данную деятельность на верандах, в беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей.
    Основное внимание уделяется организации самой характерной детской деятельности в летний период - строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус. Дошкольники учатся умению действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной деятельности, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом. И наконец, здесь большие возможности в формировании у дошкольников стремления к самовыражению, взаимообучению и самоуправлению, а это в свою очередь способствует активизации детской социальной целенаправленной деятельности.
    Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым (при необ­ходимости просеянным) и влажным. Для детей младших групп детского сада нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, действия их чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты!. Поэтому удобными считаются небольшие переносные песочницы на ножках (1 м 20 см х 1 м 20 см, высота 50-60 см). Желательно, чтобы на участке было две-три такие песочницы. Они могут иметь любую форму, съемные зонтики. Дно песочницы удобно изготовлять из листового железа, поскольку дерево быстро гниет от постоянной влаги.
      Песок периодически промывается из шланга (вода при этом свободно стекает). При необходимости такие песочницы можно накрывать полиэтиленовой пленкой для защиты песка от загрязнения.
     Для детей средней группы на участке используют подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать песочницы по две, поскольку дети собираются в игре в небольшие группы, начинают объединять свои постройки общим содержанием. (Например: несколько ребят в одной песочнице строят
комнату, а другие в соседней  - улицу, садик, после чего сообща обыгрывают постройки.)
    Для детей старшего дошкольного возраста необходимо большое количество песка, значительные площади для организации строительной деятельности (3х4м). Ведь дети уже создают крупные; коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Ребята сами следят за чистотой песка, его подготовленностью к работе. Дети работают аккуратно, не пачкая одежду, обувь (в теплую погоду грают в песке босиком), приучены мыть руки при необходимости без напоминания. Поэтому для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно строго различные песочные дворики прямо на земле.
     Обычно дворики размещают под деревьями, чтобы оградить играющих детей от перегрева на солнце, а песок от пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются теневые зонты. Не устраивайте песочные дворики в постоянной тени: в прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. Кроме того, солнце – источник борьбы с различными вредоносными организмами. Хорошо зарекомендовали себя дворики из пеньков. (Бревно распиливается на отрезки, которые вкапываются в землю тесно друг к другу по любому очертанию.) Они могут быть сделаны и из лежащих бревен, из досок, могут иметь любую форму.
     Приучайте ребят бережно относиться к материалу, не разносить песок по участку. В том случае, если в песочном дворике не оста­ется постройка, напоминайте детям, что, уходя с участка, надо сгребать песок в кучу.
     Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры ку­кольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков.
      Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).
     Для организации конструктивной деятельности детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте количество дополнительного материала и разнообразьте его. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в обо­лочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера для формовки и др. Детям уже можно предлагать для строительства емкости, которые они наполняют водой, и
организовывать игры с водой в песке. Можно использовать полиэтиленовую пленку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озера, реки, и разыгрывают сюжеты игр.
     Чтобы дать детской деятельности правильное направление, педагоги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдение, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов, диапозитивов и др.), что дает возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогатить их представление о разных видах транспорта, о людях раз­ных профессий и т. д.
     Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство; объясняют, показывают приемы работы с материалом, помогают детям развивать сюжеты игр. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок для обыгрывания построек.
     Воспитатели  дошкольного  образования  стремятся применять в работе такие приемы, которые способствуют развитию у ребят изобретательности, стремления к творческому поиску. Например, «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоем домике?», - спрашивают ма­лыша. «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» - вопрос к детям средней группы. «Придумайте, как с помощью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот бассейн. Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни) вопросы к ребятам старшего дошкольного возраста.
     В процессе строительства педагоги стремятся целенаправленно формировать у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста детей продолжают учить действиям с песком, умению выражать свои мысли и желания, что способствует развитию навыков общения: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь!» Воспитатели стимулируют желание малышей участвовать в совместных играх, дают возможность ощущать радость от совместных действий (пример: «Ходят друг к другу в гости с куклами, угощают их "пряниками", "пирожными" из песка»).
     В группах младшего дошкольного возраста педагоги развивают не только навыки индивидуальной самостоятельности, но взаимопомощи и взаимообучения: «Научи Наташу строить дорогу!» Формируют у малышей устойчивые мотивы к активной совместной деятельности (пример: сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин»).
     В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатели ставят основной задачей формирование у ребят определенной самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 детей). Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели. Поощряют высказывать свое мнение, выслушивать других, не конфликтовать,
подчинять свои желания желаниям товарищей, с которыми строишь. Основными методами и приемами при этом являются совместное обсуждение конфликтных ситуаций, включение педагога в деятельность ребят, пример его общения с детьми.
     Воспитатели  дошкольного  образования  постоянно поощряют коллективное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат для детей программой созидания, учат бережно относиться к результатам общего труда.
      В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сформированы навыки совместного строительства. Чтобы ребята объединились в большие подгруппы, постройки имели интересное содержание и многообразие в соответствии с их умениями и представлениями, необходимо совместное обсуждение работы, поэтому воспитатели побуждают, направляют детей сначала к обговариванию деятельности, затем к ее планированию. При этом особенно действенным приемом в совместном строительстве больших объединений ребят является предложение детям выбирать поочередно бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели. Важная воспитательная задача в процессе строительства в старшем дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность утвердиться каждому ребенку в том. что он может стать лидером.
     Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием (кидаются друг в друга песком, валяются, закапываются и др.). Воспитатели стремятся организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.
      Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов, что дает возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов.
      В группах младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол.
     Можно научить малышей строить будку для игрушечной собачки. Воспитатель сгребает песок в кучку, уплотняет ее и делает в ней уг­лубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку. Научить проводить в песке дорожку, продвигая по нему дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая ее к песку. После чего вместе с детьми воспитатель делает на дорожке кочки (кучки) и ямки, и постройка обыгрывается, например, с использованием народной потешки. Воспитатель продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: (По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в
ямку - бух!»
      Малышей продолжают учить приему формовки. Воспитатель показывает, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Таким образом, формуются торты, башни, домики. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки на ней прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно научить малышей строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Можно научить детей строить заборчики;: сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе.
     В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формировать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема. Сначала формуется основание - самая крупная деталь, на нее водружается деталь поменьше и завершает башню самая маленькая, которая украшается флажком.
     Ребят продолжают учить самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной, горизонтально, один конец вставляется в боковую часть одного куличика, другой в соседний.
    Используя кубические формы, дети строят дома, украшая цветными окнами, вдавливая в песок кусочки разноцветного оргстекла. (Чтобы окошко лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже). Особенно ребята - любят вдвоем рыть в песочных кучах тоннели с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки.
    Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными дополнительными материалами. Воспитатели  дошкольного  образования побуждают детей к играть с постройкой, при необходимости подсказывают сюжеты, помогают их развивать.
     Детей старшей группы учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели дошкольного  образования объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т. д. У детей при этом развивается умение организовывать пространство, предвидеть размер и форму будущего сооружения.
     Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не перевора4ивается, а снимается, поднимается вверх).
    Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают
бассейны, озера. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями. Например, цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя сверху вниз на одинаковом расстоянии одинаковые кусочки оргстекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей. В процессе строительства ребята сочетают различные способы работы с песком.
     Педагоги побуждают ребят строить по разным темам (порт, детский сад, микрорайон и др.), по знакомым сказкам (например, «Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева» и др.) и разыгрывать сказочные сюжеты. Детям предлагают в качестве образцов для строительства фотографии, рисунки с изображением различных сооружений.
     Осуществляя обучение детей, педагоги все больше опираются на их опыт, знания, умения, стремятся развивать у ребят сообразительность, смекалку, творчество. Таким образом, действуя, экспериментируя с песком и водой, дошкольники чувственным путем, познают их качества, а воспитатели расширяют понятия детей, их опыт, формируют умения, воспитывают.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.